Тех.библиотека

Диагностика

 

Пневмотестер – это устройство, которое способно определять механическое состояние двигателей внутреннего сгорания, в особенности, герметичность камеры сгорания. В основе метода тестирования лежит определение величины падения давления сжатого воздуха, которое подается в цилиндр через свечное отверстие.

Пневмотестер позволяет определить:
• состояние цилиндропоршневой группы (ЦПГ);
• кучность прилегания клапанов;
• целостность прокладки головки блока цилиндров и др.

Пневмотестер отличается от компрессометра тем, что он кроме оценки общего состояния ЦПГ, позволяет также узнать конкретное местонахождение неисправности (или утечки) по месту пропускания воздуха.
Компрессометр при измерении компрессии нуждается во вращении коленчатого вал стартером, поэтому часто возникают ошибки из-за разных скоростей вращения коленвала, а также разного состава рабочей смеси, которая поступает в цилиндр у разных автомобилей. Пневмотестер же при определении утечки позволяет избежать ошибок, потому что поршень при измерении находится в неподвижном состоянии и давление в камере сгорания появляется, благодаря внешнему источнику сжатого воздуха.
Кроме того, так как при использовании пневмотестера необходимости во вращении коленчатого вала стартером нет, появляется возможность диагностировать двигатель, который находится вне автомобиля, при капитальном ремонте или на аварийном автомобиле. Единственный недостаток пневмотестера по сравнению с компрессометром – это необходимость присутствия источника сжатого воздуха.

Пневмотестер - незаменимый прибор при определении состояния двигателя и необходимости его ремонта. При этом очень важное его преимущество заключается в максимальной наглядности показаний — эти показания понятны как диагностам или мотористам, так и для владельцам автомобиля, что подтверждает правильность поставленного диагноза.

Пользоваться прибором достаточно просто:

1. Прогрейте двигатель до рабочей температуры, заглушите и выключите зажигание.
2. Вывернете свечи.
3. Установите поршень проверяемого цилиндра в положение ВМТ в такте сжатия.
4. Зафиксируйте коленчатый вал - на механике просто включите вехнюю передачу, для автомата необходимо удерживать коленвал специальным стопором или ключом.
5. На бензиновом двигателе подкючение производиться через свечному отверстие проверяемого цилиндра с помощью шланга, на дизельном через отверстие для форсунки.
6. Установите регулятор давления воздуха на минимальную величину ( что бы не повредить манометр при подаче воздуха).
7. Подключите пневмотестер через входной штуцер к компрессору давлением 6-10 Атм.
8. Используя регулятор давления установите давление подаваемого воздуха на заданном уровне
9. Снимите показания давления в цилиндре по второму манометру.

Величина утечки, %

Зона шкалы

Вывод

10-40%

Зеленая

Хорошее состояние - утечка минимальная, соответствует допуску для нового двигателя или двигателя с очень хорошим техническим состоянием

40-70%

Желтая

Удовлетворительное состояние - величина уточки достаточно велика, необходимо более детальное исследование для выявления места утечки, рекомендуется проведение ремонтных работ

70-100%

Красная

Критическая утечка - в цилиндре присутствуют неисправности, наличие которых с максимальной вероятностью влечет необходимость капитального ремонта

100%

Красная

Полная утечка - такая ситуация может быть только если пневмотестер не подключен к двигателю или какая либо из частей, влияющих на герметичность надпоршневого пространства полностью разрушена (клапан, поршень и пр.)

10. Отсоедините пневмотестер от свечного отверстия и повторите процедуру измерений для всех цилиндров.
 
Комплект поставки:
• Пневмотестер
• Шланг длинной 66 см с быстросъемным адаптером 1/2 дюйма
• Адаптеры 14 и 18 мм
• Кейс для хранения и транспортировки

ДИАГНОСТИРУЕМ АБС!

Антиблокировочной системе торможения (АБС) в автосервисе уделяется малое значение, так как считается, что в условиях конвейера она достаточно качественно протестирована на автоматизированном стенде автозавода. В конце концов – это же не система управления инжекторным двигателем, без нормального функционирования которой клиенту просто жить становится невыносимо. Многих устраивает позиция, что при отказе АБС или после ее отключения, тормозная система автомобиля должна функционировать в штатном режиме, а это не может нанести серьезный урон безопасности движения. Полагаем, что это мнение ошибочно.

Есть ли минусы при установке АБС?

Cпособы экстренного торможения автомобиля на скользкой дороге с АБС и без АБС принципиально отличаются. При отсутствии АБС водитель путем многократного нажатия-отпускания педали тормоза обеспечивает требуемый тормозной путь автомобиля с сохранением управляемости. При наличии АБС водитель должен резко, не раздумывая, нажать и удерживать педаль тормоза, учитывая, что АБС сама сохранит управляемость автомобиля. Но при этом ожидаемый тормозной путь может оказаться на несколько метров длиннее и это нужно прогнозировать!
Ситуация опасна, когда АБС работает нестабильно или реакция ее замедленна, тогда водителю в экстренной ситуации потребуется оперативно менять способ торможения автомобиля.
Не менее опасная ситуация, когда электроника АБС исправна (кодов ошибок нет, лампы АБС не горят), а гидравлика отказала, например, произошло «зависание» выпускных клапанов
гидромодулятора. В этом случае может произойти полный сброс тормозного усилия в одном или во всех контурах одновременно, что равносильно «потере» тормозов при нажатой педали.
Для исключения подобных ситуаций АБС требует периодического инструментального контроля и тестирования автомобилей.
Заметим интересный факт. Даже специалисты-разработчики этой системы (фирма «BOSCH») признают, что в отдельных случаях функционирование АБС может привести к серьезной аварии.
Например, если Вы спускаетесь на автомобиле по крутому и мокрому или заснеженному склону, то эта система может помешать Вам сблокировать колеса для усиления тормозных сил, так как ее назначение в том и состоит, чтобы не допускать подобную блокировку колес. В данном случае колеса автомобиля будут перекатываться, а не скользить и здесь может не помочь торможение двигателем и ручным тормозом одновременно. Не зря на некоторых импортных автомобилях ставят кнопочку отключения АБС и в осенне-зимний период эта система по большей части не используется.
АБС – это западное изобретение, созданное для европейских магистралей, а не для большинства российских дорог и бездорожья.

Чем можно диагностировать АБС?

Ядром АБС-5 или АБС-8 на автомобилях ВАЗ-ГАЗ-УАЗ является гидромодулятор со встроенным электронным блоком управления (ЭБУ), который выполняет оперативный сброс давления в тормозных контурах колес, что исключает блокировку колес и сохраняет управляемость автомобиля на скользкой дороге. Для измерения радиальной скорости на каждом колесе установлен датчик, работающий в паре с синхродиском на 48 зубьев. Интенсивность разгона-торможения автомобиля фиксируется датчиком ускорения (для АБС-8).
Бортовая диагностика АБС имеет две лампы в комбинации приборов:
EBD - внутренняя неисправность ЭБУ, исполнительных механизмов или силовых цепей электропитания гидромодулятора и регулятора тормозных сил;
ABS - неисправность внешних электрических цепей датчиков скорости колес или ускорения автомобиля.
Лампы должны загораться после включения зажигания на 2…3 с и гаснуть, если неисправностей в системе не обнаружено. Они также загораются при проведении тестов АБС на скорости до 10 км/ч.
АБС-8 тестируется посредством сканера-тестера СТМ-5 или СТМ-6, а также адаптера АПМ-3, через единый диагностический соединитель, используемый одновременно и для диагностики системы управления двигателем. Приборы позволяют: просмотреть паспорт гидромодулятора и параметры системы, прочитать и сбросить коды неисправностей, активизировать заполнение или слив гидромодулятора, протестировать электрогидропривод и датчики скорости колес.
Для полноценного тестирование АБС в условиях автосервиса необходимо иметь одноосевые или двухосевые тормозные барабаны (с независимым приводом колес), с возможностью измерения тормозных усилий на педали и тормозных сил на каждом колесе.

Как заполнить гидромодулятор?

С целью удешевления в запасные части для автомобилей поставляется «сухой», то есть не заполненный тормозной жидкостью, гидромодулятор фирмы «BOSCH».
Процедура «Заполнение» проводится в условиях СТО как обязательная, в случае установки нового гидромодулятора на автомобиль. Процедура запускается сканером-тестером и представляет собой непрерывный автоматический цикл ~ 90 секунд, во время которого работают все выпускные клапаны гидромодулятора, а по окончании - включаются его насосы. Прервать процедуру можно только выключением зажигания.
При выполнении процедуры давление в тормозной системе создается вручную путем циклического нажатия до упора и отпускания педали тормоза с периодичностью ~3...5 с. В случае успешного завершения воздух из полостей гидромодулятора вытесняется тормозной жидкостью, и педаль тормоза становится «жесткой». В противном случае заполнение необходимо повторить.
Вся остальная тормозная система прокачивается традиционным способом. По завершению можно записать статус заполнения гидравлического блока в процедуре «Параметры/Запись статуса» командой «00-Заполнен».
Нормально заполненный гидромодулятор, если он не снимался с автомобиля, не требует повторного заполнения, даже в случае ремонта тормозной системы.

Что дает тест привода и датчиков скорости колес?

Для проверки используются тормозные барабаны и сканер-тестер. Время вращения барабанов должно быть не менее 20 с.
Процедура «Тест привода» выполняет команды управления исполнительными механизмами гидромодулятора с целью оценки их исправности, правильности подключения тормозных трубок и контроля тормозных сил колес.
Контрольные цифры тормозных сил для автомобилей различны, например, для автомобилей УАЗ: норма высокого давления (подъем давления) - передних (MIN=2,0 кН) и задних колес (MIN=0,9 кН), норма низкого давления (сброс давления) - MAX=0,4 кН.

Если минимальное тормозное усилие при подъеме давления в тормозном контуре ниже нормы, то вероятно:
- недостаточное усилие на педаль тормоза (ошибка водителя);
- неисправность тормозных цилиндров или колодок;
- наличие воздуха в тормозной системе и гидромодуляторе;
- неисправность гидромодулятора.

Если максимальное тормозное усилие при сбросе давления в контуре остается большим или скорость изменения тормозных сил очень низкая, то вероятны:
- чрезмерное усилие на педаль тормоза (ошибка водителя);
- засоренность тормозной системы или грязь в тормозной жидкости;
- механические повреждения и деформация тормозных трубок при их прокладке или при сильной затяжке, несоответствие проходного сечения трубок номиналу;
- неисправность тормозных цилиндров или подклинивание тормозных колодок;
- неисправность гидромодулятора.

Для проверки исправности гидромодулятора отсоединить его от жгута проводов АБС и проверить работоспособность тормозов с отключенной АБС. Если тормозная система неработоспособна, то необходимо заменить гидромодулятор.
Процедура «Тест датчиков» позволяет проверить исправность датчиков скорости колес и правильность разводки их электрических цепей.
Допустимый диапазон изменения скорости колеса от номинальной скорости вращения тормозных барабанов не более +-0,5 км/ч.

Если скорость колеса ниже номинала, то вероятно:
- отсутствует синхродиск, неправильная его установка или дефект производства;
- грязь или стружка в канале датчика скорости колеса;
- не установлен или не подключен датчик скорости колеса;
- перепутано подключение датчика или обрыв жгута проводов;
- повышенное давление в шинах;
- неисправность тормозного стенда.

Если скорость колеса выше номинала, то вероятно:
- дефект производства синхродиска;
- неисправность датчика скорости колеса или канала ЭБУ;
- пониженное давление в шинах;
- неисправность тормозного стенда.

Если допустимая разница между максимальной и минимальной скоростью колеса превышает 0,6 км/ч, то вероятно:
- торможение колеса из-за неисправности тормозных цилиндров или колодок;
- повышенное биение подшипника оси колеса;
- неправильная установка синхродиска или дефект его производства;
- неисправность или повреждение синхродиска;
- угловое положение колеса к барабану за счет поворота руля (ошибка водителя);
- неисправность датчика скорости или канала ЭБУ;
- неисправность тормозного стенда.

При всем уважении к стендам, Вы можете просто «вывесить» колеса и на скорости посмотреть, которые из них подтормаживают.

 

Код Наименование кода неисправности (ошибки)
4035    Неисправность цепи датчика скорости колеса переднего левого
4040    Неисправность цепи датчика скорости колеса переднего правого
4045    Неисправность цепи датчика скорости колеса заднего левого
4050    Неисправность цепи датчика скорости колеса заднего правого
4060*    Неисправность контура № 1 насоса или выпускного клапана левого переднего колеса
4065*    Неисправность контура № 2 насоса или впуского клапана левого переднего колеса
4070*    Неисправность контура № 1 насоса или выпускного клапана правого переднего колеса
4075*    Неисправность контура № 2 насоса или впускного клапана правого переднего колеса
4090*    Неисправность контура № 1 насоса или выпускного клапана заднего моста
4095*    Неисправность контура № 2 насоса или впускного клапана заднего моста
4110*    Привод (мотор) насоса плохо работает или не останавливается
4121    Неисправность цепи реле клапанов
4161    Неисправность цепи датчика педали тормоза
4245    Ошибка частоты датчика скорости колеса
4287    Неисправность цепи датчика ускорения
4550*    Неисправность электронного блока управления
4800    Низкое или высокое напряжение бортовой сети

* - неисправность устраняется только заменой гидромодулятора.

На что обращать внимание при ремонте системы тормозов с АБС?

Наличие АБС на борту предъявляет повышенные требования к качеству сборки агрегатов и элементов тормозной системы автомобиля.
АБС - это энергоемкая система с пиковым потреблением от бортовой сети до 35А, что требует надежного крепления проводов «питания» и «массы». При нарушении контактов в силовых цепях ЭБУ заносит в свою энергонезависимую память коды: 4121 - неисправность цепи питания клапанов, 4800 - низкое (высокое) напряжение бортовой сети.
При трассировке жгута проводов АБС по шасси (кузову) необходимо исключить возможность повреждения кабелей датчиков скорости горячим трубами системы выпуска, рулевой колонкой и передними колесами при предельных положениях руля – для чего необходимо пользоваться штатными элементами крепления, предусмотренными для фиксации жгута.
Быстродействие АБС зависит от активного сечения тормозных трубок, поэтому нужно внимательно осматривать штуцерные соединения трубок перед их сопряжением, так как возможно замятие трубок при несовпадении конусов.
Не забывайте, что АБС – это конструктивно очень уязвимая система, так как датчики скорости колес и их кабели расположены достаточно низко и легко могут быть повреждены или оборваны ветками, камнями или кузовом автомобиля при его глубокой просадке.
Если вы решили демонтировать АБС, то не забывайте, что на некоторых автомобилях потребуется установить регулятор тормозных сил заднего (переднего) моста, функцию которого выполняет эта система.

Заключение

Если у Вас будут замечания и дополнения по обмену опытом, отклики, пожелания или вопросы, то можете направлять их по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Автор - директор ООО «А2» Стрелков Николай Владимирович

Пневмотестер ПТ-1

Паспорт

ТУ-1.002-2001 ПС

г. Москва

ВВЕДЕНИЕ.

      Паспорт предназначен для персонала, работающего с пневмотестером ПТ-1. Перед началом работы с прибором необходимо ознакомиться с настоящим паспортом и изложенными в нем описаниями, параметрами и инструкциями.

НАЗНАЧЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ.

      Пневмотестер ПТ-1 предназначен для профессионального применения в условиях станций технического обслуживания автомобилей. С помощью данного прибора определяется механическое состояние цилиндропоршневой группы,  плотность прилегания клапанов, целостность прокладки головки блока цилиндров (в дальнейшем ГБЦ) и т.д., по величине падения давления сжатого воздуха, подаваемого в цилиндр через свечное отверстие. Данная процедура производится без разборки двигателя. Принцип тестирования позволяет  проводить диагностику на двигателе, снятом с автомобиля. 

ТЕХНИЧЕСКИЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ .

Габаритные размеры, мм                                                240 х 240 х 105
Масса, кг                                                                       1,5                      
Максимальное выходное давление,  кг см2                     6
Входное давление от компрессора, кг см2                      6,5 - 10
Рабочие пределы регулировки давления, кг см2             0...6
Рабочий диапазон температур, град С                             0...+40

УСТРОЙСТВО ПНЕВМОТЕСТЕРА.

Общий вид изделия показан на рисунке.

неправильные фазы


1.Корпус.                  
2.Манометр контроля входного давления.
3.Манометр контроля утечек.
4.Регулятор давления.
5.Входной штуцер.
6.Быстросъемная муфта измерительного канала.
7.Быстросъемная муфта продувочного канала.

      Производитель оставляет за собой право вносить  в конструкцию изменения, не ухудшающие эксплуатационных характеристик изделия.

КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ.

Пневмотестер  в сборе                                            1 шт.
Шланг со штуцером и адаптером
М14х1,25                                                                  1 шт.
Адаптер М14х1,25 –100 мм                                    1 шт.
Адаптер М14х1,25 –150мм                                     1 шт.
Адаптер М18х1,5  – 100мм                                     1 шт.
Чемодан                                                                   1 шт.
Паспорт                                                                    1шт.

ПОРЯДОК РАБОТЫ.

1.    Прогреть двигатель до рабочей температуры, послечего выключить зажигание.
2.    Вывернуть свечи.
3.    Установить поршень проверяемого цилиндра в положение верхней мертвой точки (в дальнейшем ВМТ) в такте сжатия и зафиксировать его (для автомобилей с механической КПП – поставить автомобиль на передачу и ручной тормоз, а для АКПП - удерживать коленчатый вал двигателя специальным стопором или ключом).
4.    Ввернуть шланг пневмотестера в свечное отверстие проверяемого цилиндра, при необходимости используя адаптеры.
5.    Подключить прибор к источнику сжатого воздуха с давлением 6,5…10 бар (к магистральному воздухопроводу или компрессору) через входной штуцер 5.

ВНИМАНИЕ !
Во избежание повреждения прибора при подсоединении к источнику сжатого воздуха регулятор давления должен находиться в крайнем левом положении!
   
6.   С помощью регулятора давления стрелку манометра 2 выставить на значение 6 бар.
7.   Подсоединить шланг к быстросъемной муфте тестера.
8.   Выставить, если это необходимо, с помощью регулятора входное давление на 6 бар по манометру 2.
9.    По цветной шкале манометра 3 считать показания тестера.

ВНИМАНИЕ!
Перед отсоединением компрессионного шланга от тестера во избежание поломок прибора необходимо уменьшить давление сжатого воздуха в приборе посредством регулятора давления!

ОЦЕНКА ПОКАЗАНИЙ ПРИБОРА.

      Даже при минимальном износе цилиндров, в силу наличия конструктивных зазоров, всегда имеется определенная утечка воздуха. Тем не менее, при хорошем состоянии двигателя, стрелка  манометра 3 должна находиться в зеленой зоне шкалы. Очень важна разница показаний по всем цилиндрам, допускаемая в пределах 10 -15%.
      В случае, если тестер показал высокую величину утечки (красный сектор шкалы), имеет смысл определить ее причину. Для этого следует:
а) Открыть крышку радиатора (расширительного бачка), маслозаливной горловины, вынуть масляный щуп, снять крышку воздушного фильтра (для карбюраторных двигателей) или отсоединить входной патрубок впускного коллектора;
б) Отсоединить шланг от измерительного канала и подключить его к продувочному каналу пневмотестера;
в) Выставить давление на входном манометре 6 бар. Показания измерительного манометра в этом случае не имеют значения.

      Причина повышенной утечки определяется либо по шуму выходящего воздуха, либо визуально:
- Выход воздуха из маслозаливного отверстия (гнезда щупа) свидетельствует о негерметичности пары: цилиндр-поршень.
-  Выход воздуха из входного патрубка впускного коллектора (входной горловины карбюратора) свидетельствует о негерметичности или прогаре в паре: впускной клапан- седло клапана.
- Выход воздуха из глушителя свидетельствует о негерметичности или прогаре в паре: выпускной клапан-седло клапана.
- Выход воздуха из соседнего свечного отверстия свидетельствует о негерметичности или прогаре прокладки ГБЦ (в некоторых случаях о трещине в блоке цилиндров).
- Воздушные пузырьки в расширительном бачке или радиаторе свидетельствуют о негерметичности или прогаре прокладки ГБЦ или о трещине в ГБЦ или в самом блоке цилиндров.
      Не исключена возможность сочетания двух и более неисправностей. Более  точную причину повышенной утечки можно определить при разборке двигателя.

УКАЗАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ.

      К работе с пневмотестером ПТ-1 допускаются только квалифицированные специалисты, ясно представляющие себе работу двигателя внутреннего сгорания, изучившие устройство, правила эксплуатации прибора и прошедшие инструктаж по соблюдению правил техники безопасности.

ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.

      Гарантия на пневмотестер  осуществляется ООО «Мэджик-Лайн», г Москва, и составляет 12 месяцев с даты продажи при отсутствии механических повреждений и соблюдении правил эксплуатации.
      Рекламации не принимаются в следующих случаях: несоблюдение правил эксплуатации; небрежное хранение и транспортировка;  использование не по назначению.
Изделие, утратившее товарный вид по вине потребителя, обмену по гарантийному обязательству не подлежит.

Сайт технической поддержки www.magic-line.ru

Все права защищены. © 2003 - 2017 Автосервис Касатка